ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД № 149»

 

Составители:

                             Старший воспитатель - И.А. Катюжанская

                                     Воспитатели: - Шоботенко Н.А. , Тулаева Г.В.

г. Краснодар

 

 

 

  1. Экологическая ситуация района

 

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 149» расположен по адресу: город Краснодар, ул. Московская, 65 Центрального внутригородского округа города Краснодара и находится в благоприятных эколого-эстетических условиях.  

Особенность микроклимата формируются под влиянием метеорологических явлений, некоторые из них особенно сильно влияют на состояние воздушного бассейна, снижая или увеличивая содержание вредных примесей в воздухе. Направление и скорость ветра, температурная стратификация атмосферы являются важнейшими экологическими факторами. Средняя скорость ветра в городе составляет 2-3 м/c, что благоприятно сказывается на рассеянии воздушных примесей. Но в отдельные месяцы (февраль, август) порой дуют сильные ветры, за год может быть 200-220 ветреных дней.

         Осадки в течение года распределяются достаточно равномерно. Наиболее часто дожди выпадают при ветрах западного и юго- западного направлений. В городе выпадает на 10% больше осадков, чем в его окрестностях, так как в нем изменены условия воздушной циркуляции, облачности и теплового режима. Сравнительно редко отмечаются у нас туманные дни, во время которых происходит застаивание воздуха. Лучше всего природный механизм самоочищения воздуха работает в солнечную погоду сразу после дождя.

         Почва в районе  по своим физическим свойствам  хуже типичных черноземов. Она более плотная, воздухо- и водонепроницаемая. При смачивании она становится вязкой и липкой, при высыхании - твердой, отчего и случались в прошлом знаменитые непросыхаемые лужи и непролазная грязь на городских улицах. Частично избавиться от грязи помогло мощение и асфальтирование улиц. Но асфальтирование, при всей его необходимости, оказывает отрицательное воздействие на почву. Она препятствует естественному испарению влаги, приводя к избыточному накоплению ее в почвенных горизонтах.

         В Центральном внутригородском округе города Краснодара проводится ряд мероприятий в области охраны окружающей среды, охраны здоровья граждан:

-  проведение мероприятий по охране окружающей среды;

- проведение  гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий в порядке, установленном действующим законодательством;

- информирование  населения об экологической обстановке;

- сообщение в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций и граждан, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство об охране окружающей среды.

Зеленные массивы На территории Центрального внутригородского округа расположена Чистяковская роща, с которой граничит  детский сад, что препятствует шумовому фактору, загрязнению, оседанию пыли на территории.

                         

 

Характеристика непосредственного окружения детского сада. Территория

МДОУ находится на пересечении улицы 40-лет Победы и улицы Московская в комплексе детского городка «Сказка», состоящего из 15 детских дошкольных образовательных учреждениях. Место расположение нашего МДОУ «Детский сад № 149» приблизительно в «центре» комплекса.

         В непосредственной близости от ДОУ расположены: Чистяковская роща и Станция юннатов.

 Значительную часть зеленого фонда составляют ценные с экологической точки зрения деревья. (Тогда как, например, один гектар зарослей можжевельника выделяет в сутки 30 килограммов фитонцидов, что достаточно для стерилизации воздуха города.) Тополь из многих видов растений наиболее приспособлен к загрязненной среде, а тополиный пух очищает воздух от канцерогенов. Деревья повышают влажность воздуха. Также особенно активно удерживает пыль сирень. В парке существуют следующие природные объекты: липовая аллея, сосновый массив, каштановая аллея, поляны, пруд и ряд других.

 

II. Характеристика территории детского сада

Общие данные.

 

 

 Здание построено в 1955 году и являлось элементом комплекса зданий краевой сельскохозяйственной выставки. Павильон «Севкавэфирмасло» № 27.  В конце 60-х годов произведена перепланировка помещений. Здание состоит на государственной охране в соответствии в решением КИК от 26.08.1981 г. № 540 (гос. № 155/27), приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от  06.07.2004 г. № 892

Территория детского сада ровная. Общая площадь составляет 3057 кв. м.. газоны занимают 220 % , остальная площадь приходится на асфальтовые (1285 кв. м..) и грунтовые ( 1552 кв.м.) площадки, дорожки.

 

Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок детей. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит весной и зимой на участке много света.

         На территории имеются игровые площадки. Кроме того, есть спортивная площадка: турники, футбольное (баскетбольное, волейбольное) поле. Игровые площадки оснащены малыми архитектурными формами, качелями.

         В темное время суток территория освещается мощными фонарями дневного света. Она ограждена сетчатым забором (сетка рабица) высотой 1,20 м.

Растительный и животный мир. Почвенный покров.

Растительный мир.На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы (включает девять пород лиственных деревьев, три породы хвойных, кустарники, цветники, огород) , что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия.Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев.

Видовой состав деревьев: береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, туя западная, каштан обыкновенный, сосна обыкновенная, орех маньчжурский, шелковица, ель колючая, или голубая, орешник

 

Фруктовые деревья: терновник, черешня

Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.

Кустарники: Сирень белая, шиповник, «невеста», калина, малина желтая, смородина черная, красная.

Лекарственные травы: Мелиса, ландыши, подорожник, мать – и  - мачеха, мята перечная

Луговые травы: спорыш, пастушья сумка , гусиный лук (гагея)

Животный мир.На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки; различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи и пауки) частые гости - белки.  Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

Почва.На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем. Удобрения не используются, но привозится песок,  есть участки насыпных почв.  На игровых площадках вытоптанность достигает 100%; грунт очень плотный, песчаный.  Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие  растений  составляет 70—80%.    Можно выделить  участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории.Различные зоны территории детского сада, тропинки, дорожки, огород и вся растительность отмечены на картосхеме

 

Территория поделена:

- участки  для  игр и отдыха (2 теневых навеса)                                                                            

- спортивная площадка

- туристическая тропа

- огород

- зеленая аптека                                             

 

                            

 

       «Зеленая аптека» - питомник  лекарственных растений и ягод    

 

         

Вместе с воспитателем дети выращивают рассаду цветов, овощей, высаживают рассаду в открытый грунт, наблюдают за ростом растений, ухаживают, видят плоды своей деятельности, отражают свои наблюдения в природном календаре.

Организация регулярной и разнообразной деятельности на туристической тропе – это непрерывный процесс познавательной деятельности, практической (создание условий для живых существ, огородных культур цветов), природоохранной (зимняя подкормка птиц, защита природных объектов), отобразительной  (ИЗО, игра, конструирование).

 

         Занятия на туристической тропе знакомят детей с нормами поведения, являющимися элементами экологической культуры каждого цивилизованного человека.

       При входе на территорию ДОУ расположена альпийская горка

 

2.4. Загрязнение территории. Запыленность территории средняя, так как автодороги отделены от нее несколькими рядами деревьев, но возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Сетчатый  забор пропускает пыль, снег, шум.

Ветровой режим благоприятный, так как участок с трех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра. С четвертой, восточной, стороны оживленная  автомагистраль  отделена от участка  рядом деревьев.

 

Шумовой фон умеренный, с расстояния три – пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот.

Основным источником шума является  автомагистраль по улице Московской. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающего к забору.

   Территория детского сада регулярно убирается штатным дворником, но отмечаются небольшие временные свалки в уголках участка (в основном упаковочный мусор). На территории детского сада мусоросборника нет.

III. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений. Здание одноэтажное кирпичное сложной прямоугольной конфигурации с антресольными этажами в боковых объемах. Общая площадь здания — 437 кв. м. Выполнены пристройки со стороны дворового фасада. В архитектурно-художественном и объемно-планировочном решениях здания выражены признаки неоклассицизма.

Помещения для занятий: групповые комнаты, физкультурно-музыкальный зал, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, массажный кабинет.

Оформление помещения. При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои; некоторые помещения окрашены масляной краской, водоэмульсионной моющейся краской (для детей), синтетические ковры, плитка керамическая, линолеум. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

В помещениях групп существует разделение на зоны:

учебная зона.

зона игр и зона сна

 

IV. Влияние ДОУ на окружающую среду

 

         Энергия.  Оплата производится ЦБ № 2.   Практикуются энергосберегающие мероприятия. В детском саду лампы накаливания заменены на энергосберегающие.

         Отходы.  За день выбрасывается приблизительно 10 кг отходов (в основном бытовых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.

         Отопление. Отопление центральное.

         Используемые химические вещества.  Пюржавель  — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

 

V. Профессиональная  и методическая база

         Программы, методики.В работе с детьми использовались следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», а также отдельные разделы программ «Детский сад — дом радости».

         Кадры.Кадровый состав МДОУ: заведующая, старший воспитатель, воспитатели – 14 человек,  помощники воспитателей, младшие воспитатели – 3 человека, музыкальный руководитель – 1 человек,  инструктор физкультуры, инструктор ЛФК – 1 человек, учитель-логопед-1, педагог-психолог – 1, медсестра-1, медсестра по массажу – 1 человек.

         Примечание. Общее количество детей, посещающих детский сад: 40 человек общее количество персонала – 23 человек. Количество групп – 5.

         Занятия по экологии проводят сами воспитатели. Педагогический коллектив посещает семинары по экологическому образованию.

         5.1. Используемая методическая литература: Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

         5.2. Дидактические материалы. Экологические игры.«С какого дерева листок»,«Лишний предмет»,«Грибы, овощи, фрукты».Лото:«Где что растет»,«Что за птица»,«Какое время года»,«Магазин “Семена”»,«Вершки и корешки»,«Зоологическое лото». Экологические кубики.

Аудиозаписи «Голоса птиц», «Шумы природы», «Времена года»

        

5.3. Основные направления работы                                                                                            Работа с детьми.В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся викторины. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящейся рядом станции юннатов.

 

 

 

             

Наблюдения на экскурсии самые разнообразные: растительный мир, неповторимая красота и пение птиц, их повадки, зеркальная гладь водоемов. Все это прививает детям любовь к природе, красоте, ко всему живому.

  

 Большое внимание уделяется природе родного края.

 

 

Работа с родителями. В детском саду проводится консультирование родителей по вопросам экологического воспитания детей, тематические родительские собрания, совместные праздники. Практикуются совместные субботники по благоустройству территории учреждения..

        VI. Дополнительные сведения

         Заболеваемость детей(данные на 1. 09. 2010 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) — 16; бронхит — 1; ангина — 1; скарлатина — 0; отит — 0; гастроэнтерит — 1; гастрит — 0; коклюш — 0;  прочие случаи — 2. Общее количество случаев: 21. В среднем пропущено одним ребенком по болезни — 7-9 дней. Пропущено одним ребенком из-за ОРЗ — 6- 8 дней.

VII. Выводы и рекомендации

         7.1. Выводы и рекомендации, основанные на информации об экологической ситуации в районе.

Так как экологическая обстановка в районе не достаточно изучена, но достаточно хорошо изучена экологическая обстановка города Краснодара и детский сад компенсирующего вида работает  с детьми с диагнозом ОДА следует уделять  больше внимание оздоровлению детей. Учитывать неблагоприятную погоду и проводить прогулки с детьми на самом удаленном от автомагистрали участке территории.

 

 

Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе. Желательно составить описание Чистяковской рощи и станции юннатов; выделить наиболее интересные природные объекты и оценить их использование с точки зрения экологического образования и знакомством воспитанников с природой родного края.

         7.2. Благоустройство и использование территории ДОУ.  Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменив сорные виды на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны (они отражены на картосхеме).     Для снижения уровня шума и поглощения вредных веществ желательно посадить с восточной стороны участка (вдоль забора, где проходит автомагистраль) кустарники.  Рекомендуется посадить карагану (желтую акацию), которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах или сирень.

         Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, так как во многих местах наблюдается сильное вытаптывание, и огородить ствол деревьев в наиболее посещаемых детьми местах.

         Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала.

         7.3. Оформление помещений.   В каждой группе имеется уголок природы с богатым разнообразием комнатных растений.   

 

Педагогический коллектив в своей работе по данному разделу руководствуется программами Рыжовой, Николаевой.

Важную роль в достижении целей экологического воспитания играет ориентировка на широкое использование природного окружения, эколого- развивающей среды, ознакомление   детей с растениями и животными.   Главная цель – воспитать защитников природы,   дать экологические знания,   научить любить и беречь природу, показать, объяснить, подметить взаимосвязь, взаимозависимость, существующую в природе между растительным, и животным миром и человеком.  

                Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. Однако сильно увлечение искусственными материалами. Поэтому рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. По возможности не использовать обои с полимерным покрытием, так как обои с пленочным покрытием не впитывают влагу и не пропускают воздух, что может привести к нарушению воздушно-влажностного режима помещений. Также стараться не использовать и ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.

         Составить списки имеющихся комнатных растений  с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.

         7.4. Влияние на окружающую среду. Нужно отметить, что работниками детского сада совершенно не учитывается использование ресурсов. Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема.

         7.5. Профессиональная и методическая база. Для проведения занятий с детьми и организации методической работы возможен обмен опытом с другими дошкольными учреждениями, занимающимися аналогичными  проблемами.

Пополнить методическую базу существующего книжного фонда периодическими изданиями: «Свирель» (экологический детский журнал) и «Вестник АСЭКО» (методический журнал). Регулярно продолжать проводить  по экологическому воспитанию среди педагогического состава, воспитанников и их родителей.

Список используемой литературы:

«Экологическое образование в детском саду» - Рыжова Н.А.,

«В дружбе с людьми и природой» - Букин А.П.,

Экологическое состояние центрального округа – информация из Интернета

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход в систему