Турищева О.В. -инструктор по физическому воспитанию

«Профилактическая и коррекционная работа с детьми,

имеющими  патологии ОДА»

           Сегодня каждый второй школьник и каждый третий дошкольник имеют нарушения ОДА, в которые  входят: нарушение осанки, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов, вальгусная и варусная деформация нижних конечностей и др.

            Самое распространенное — это нарушение осанки. Осанка является отражением функционального состояния ребенка, характеризующим общий уровень его здоровья и развития. Кроме того, формирование осанки тесно взаимосвязано с формированием сводов стоп. Неслучайно у многих детей, имеющих н/осанки, одновременно выявляется и плоскостопие.

            Формирование правильной осанки — задача комплексная, требующая целенаправленного вмешательства как со стороны специалистов, так и воспитателей, родителей при активном участии самого ребенка.

          В классификацию видов нарушений осанки входят: нарушения во фронтальной плоскости — это когда происходит отклонения позвоночной оси, дугой направленной вправо и влево (т.е наблюдается ассиметрия лопаток). А так же нарушение осанки в сагитальной плоскости — это сутулая спина, круглая, кругловогнутая, плоская и плосковогнутая.

            Что же мы должны делать, чтобы предостеречь и предотвратить эти нарушения.

В первую очередь проводить профилактику нарушения осанки, а именно:

  • постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой.
  • после длительного сидения устраивать разгрузку позвоночника в  И.П. - лежа на спине, животе и др.
  • высота стола и стула должна соответствовать возрасту и росту ребенка.
  • необходимо следить за осанкой детей в положении стоя, сидя — бороться с порочными позами, если такие есть.
  • организовать оптимальный режим работы: за компьютером, при просмотре телевизора.
  • во время занятий устраивать «Минутки здоровья» или физкультминутки, такие как например «Попугай на жердочке», «Петушок», «Росток» (профилактика нарушения осанки

«Росток»

 

       В землю зернышко посадили — очень малое оно        Дети садятся на корточки,                                                                                    

                                                                                         сжимаются в комочек, голову прячут в колени

Но как солнышко засветит, прорастет мое зерно          Очень медленно, словно росток, дети

                                                                                         начинают подниматься, имитируя проросшее

                                                                                         растение.

Появляется росток — очень ровный стебелек              Дети стоят ровно, спина прямая, руки

                                                                                        прямые.

«Стена осанка»

(формирования правильной осанки)

Подравнялись. Посмотретли

Через плечо,  через правое еще.

Ровненько стоим, за осанкою следим: (Выполняют у стены осанки).

Затылок, лопатки, ягодицы, икры, пятки.

 (Проверяют, чтобы все названные части тела

касались стены - тогда осанка будет красивой).

 

            Первоочередной задачей в коррекции нарушения осанки является задача иформирования навыка правильной          осанки, которая включает в себя:

  1. Работу перед зеркалом (выполнение заданий)
  2. Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, гимнастическая лестница), выполнение различных заданий, игровых упражнений типа «Буратино», «Веселый гномик» и др.
  3. Удерживание на голове различных предметов (мешочек, кольцо, бублик)
  4. Использование упражнений в балансировке (ходьба по гимнастической скамьи, узкой рейке) балансирование на одной ноге с выполнением различных заданий.

А также следующие мероприятия:

  1. Проведение утренней корригирующей гимнастики
  2. Проведение корригирующей гимнастики после дневного сна
  3. Подвижные игры с элементами коррекции («Ходим в шляпах», «Совушка» и др)
  4. Дыхательная гимнастика
  5. Проведение занятий ЛФК
  6. Массаж
  7. Самомассаж и массаж друг другу

например, «Капуста» Дети становятся друг за другом

 

Мы капусту рубим, рубим                             Рубящие движения ребрами ладоней

Мы морковку трем, трем                               Трущие движения костяшками пальцев

Мы капусту солим, солим                             Точечные прикосновения пальцами

Мы капусту жмем, жмем                               Прожимание мышц пальцами

Сок капустный пьем, пьем                            Поглаживающие движения пальцами

 

Одним из распространенных патологий ОДА является также и плоскостопие.

           Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стоп вызывает изменение положения позвоночника.

           Плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара.

Наиболее распространенно продольное плоскостопие около 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже. По происхождению различают врожденное и приобретенное плоскостопие. На практике мы диагностируем это заболевание чаще всего с помощью плантографии, которую проводят в начале и в конце года.

 

Профилактикой плоскостопия:

  1. Обувь у ребенка должна быть правильная (подбирается по длине и ширине, на небольшом каблучке 1-2 см. Не рекомендуется носить мягкую обувь детям, в период формирования стопы до 5-6 лет, рекомендуется ношение ботинок ,а не полуботинок).
  2. Правильная сушка обуви.
  3. Гигиена стопы, правильный уход за ногтевыми фалангами.
  4.  Ношение стелек-супинаторов.
  5. Хорошо организованный двигательный режим с обязательной утренней гимнастикой, закаливающей гимнастикой после дневного сна, проводимых в помещениях, где дети занимаются босиком.
  6. Постоянное внимание за правильной установкой стоп при ходьбе.
  7. Нормальный вес ребенка.

Наиболее тяжким видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренний свод с отведением переднего отдела стопы. (так называются Х-образные конечности).

            Детям с таким заболеванием рекомендуется сидеть «по-турецки» со крещенными ногами 2-3 раза в день по 2 мин и более. При проведении УГГ, занятий по физвоспитанию этим детям нельзя ходить на внутренней стороне стопы.

            Еще одним видом является О-образная деформация нижних конечностей, т.е. варусная деформация. При этой патологии детям рекомендуется сидеть «между пяток». Из положения стоя на коленях с разведенными в сторону стопами ребенок опускается и садится между пяток. При проведении УГГ, занятий по физвоспитанию этим детям нельзя ходить на внешней стороне стопы.

            Для всех этих заболеваний рекомендуются коррекционные упражнения их различных исходных положений. Одним из основных является ходьба разных видов. Например: на носках, на наружном своде стопы, «гусиным шагом»; на носках с высоким подниманием бедер; по ребристой доске и др.

Также используют подвижные игры: «Сборщик», «Гусеница», «Художник», «Кораблик», «Маляр» и др., упр. в  исходном положении стоя, сидя, лежа на полу с предметами и без предметов; упр. для ног: «Хлопки под ногами», «Присядь у стены», «Конькобежец».

Детям,  которым уже поставлен диагноз плоскостопие, рекомендовано посещать занятия ЛФК,  массаж и физиопроцедуры.

ПРОТИВОПОКАЗАНО: 

      1.Ходит на внутренней стороне стопы.

  1. Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту.
  2. Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке (И.п.-стоя).

Вход в систему